Памятка для родителей
«Развитие речи ребенка»
Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:
Не старайтесь
ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его
речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать
его возрасту.
В общении с
ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова
произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные
слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
Не
подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и
ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
Стремясь показать
малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не
смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо
произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или
говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а
понятен ли ему ваш ответ?
Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно
записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни
можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – его
речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также
самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут в более старшем
возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не
только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для
сына или дочери.
Развиваем речь, играя
Для детей от 6 до 7 лет
“Похожие слова”
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по
смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по
смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова – это слова-приятели. А
называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель – друг – враг;
Грусть – радость – печаль;
Еда – очистки – пища;
Труд – завод – работа;
Танец – пляска – песня;
Бежать – мчаться – идти;
Думать – хотеть – размышлять;
Шагать – сидеть – ступать;
Слушать – глядеть – смотреть;
Трусливый – тихий – пугливый;
Старый – мудрый – умный;
Бестолковый – маленький – глупый;
Смешной – большой – огромный.
“Два приятеля”
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный – (маленький), смелый –
(храбрый), прекрасный – (красивый).
“Семейная олимпиада”
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного,
развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен
подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы
“какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”. Например: трава (какая она?) – зеленая,
мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
“Два брата”
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А
другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё
жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика был носик, а
у Ища – носище. У Ика были пальчики, а у Ища – пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их
облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя
предмет только одного из братьев.
Глазик – глазище; ротик – ротище; зубик – зубище; котик – котище; кустик –
кустище; шарфик – шарфище; ножик – ножище; коврик – коврище; слоник – слонище.
“Назови ласково”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным,
образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
“Магазин посуды”
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово,
развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна
посуда для супа – супница. Посуда для салата – салатница; посуда для хлеба –
хлебница; посуда для молока – молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для
конфет – конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли – солонка;
посуда для сахара – сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.
Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и
числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного
цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число),
а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме
прилагательного. Например:
Красное – яблоко, кресло, платье.
Желтая – репа, краска, сумка.
Синий – василек, баклажан, карандаш.
“Выбери правильное слово”
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку
выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
“Найди картинку”
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя
слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
“Скажи наоборот”
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет
слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я
бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а
наоборот – светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ