Игры для развития межполушарного
взаимодействия у дошкольников
Как развивать межполушарные связи у
детей?
Существует огромное количество игр и упражнений для детей.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в
начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность
ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания,
зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и
пальцевой захват.
Для более старших детей (от 5 лет) очень полезны задания,
которые направлены на формирование и развитие графомоторных навыков координации
движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу
или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные
рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении
этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность
работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития
межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия
у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в
сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно
меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо
добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши,
поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните
руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться
точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя.
Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой
рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой
рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные
движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.
Горизонтальная
восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три
раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не
забываем следить глазами за рукой!
Симметричные
рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально
симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались
одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь
рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения
1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование.
Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и
касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя
односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение
перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения –
ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые
упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.
д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная
гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко,
а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных
траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и
т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по
которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз,
влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки».
Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 —
голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.